Алфред Стиглиц (1864-1946) — сторонник модернистского движения в искусстве, издатель, писатель, владелец галереи и, возможно, самый значимый фотограф своего времени. Он сыграл ключевую роль в продвижении и исследовании фотографии как вида искусства.
Ранняя жизнь и деятельность
Отец Алфреда — Эдвард Стиглиц, немецкий еврей, переехал в Соединенные Штаты в 1849 году и разбогател на швейном бизнесе. В 1881 году старший Стиглиц продал свой бизнес, чтобы посвятить себя познанию искусства и путешествиям по Европе.
Алфред Стиглиц поступил в Берлинскую Высшую Техническую школу в 1882 году чтобы изучать инженерное дело. Однако, эта тема явно не пришлась ему по душе. В тот же период он посвятил себя фотографии.
Казалось, что это увлечение не отвлекало его от роли «принца-студента», который проводил большую часть своего времени на ипподромах и в кафе, смотрел оперы Рихарда Вагнера и развлекал молодых женщин менее богатых классов. Тем не менее, к 1887 году он стал достаточно опытен, чтобы выиграть первое и второе места в конкурсе «Праздничная работа» ведущего английского журнала Amateur Photographer.
Фотография завораживала меня, сначала как игрушка, потом как страсть, потом как одержимость
Алфред Стиглиц.
Стиглиц путешествовал по Европе, фотографируя пейзажи и рабочих в Германии, Италии и Нидерландах.
В 1890 году, после восьми лет свободной жизни, в основном в Германии, Стиглиц вернулся в Соединенные Штаты. Он был убежден, что фотографию следует считать изобразительным искусством, по крайней мере потенциально равным живописи и традиционной графике, а он привык добиваться своего.
В 1892 году Алфред Стиглиц стал редактором журнала Camera Notes — должность, которая позволила продвигать фотографов и близкую ему политику. Однако к 1902 году противоречия в клубе достигли такой точки, что Стиглиц был вынужден уйти в отставку.
Фото-Сецессион
В начале 1902 года Стиглиц объявил о существовании новой организации под названием «Фото-Сецессион». Название этой группы — это отсылка к сепаратистским группам художников, сформированным в Германии и Австрии в 1890-х годах. Как и ее европейские аналоги, эта группа демонстрировала отход от скучных и обычных идей.
Фотография рассматривалась не только как инструмент документирования, но и как новый способ выражения и творчества, с помощью которого можно манипулировать изображением для достижения субъективного видения.
Фактически, все фотографы-сепаратисты в большей или меньшей степени являлись приверженцами Пикториалистического стиля. Они совмещали жанровые традиционные сюжеты и приемы, скрывающие фактический реализм фотографии смягчающим туманом.
Трудно описать характер фотографии Стиглица этого периода, не определив предварительно, какую именно подборку ранних работ он рассматривает. Будучи активным и талантливым публицистом и издателем, Стиглиц мог регулярно пересматривать свои ранние художественные достижения и подчеркивать ранние работы, которые в ретроспективе казались более интересными.
Если судить по ранним работам, которые Алфред Стиглиц решил показать как редактор Camera Notes, большая их часть была сентиментальной или условной. Исключение составляют те кадры, которые соответствуют собственной жизни и месту фотографа. Например, такие как «Зима, Пятая авеню» или «Терминал» (оба 1892 года). Это почти всегда решение сложных технических задач, которые Стиглиц любил и которые часто преобладали над его порывами делать художественно правильные фотографии.
Альфред Стиглиц и «Операторская работа»
В январе 1903 года выходит первый номер ежеквартального издания Стиглица под названием «Операторская работа». Журнал во многом определил художественные амбиции фотографов-любителей первой четверти 20 века. Качество «Операторской работы» было экстраординарным, многие из его гравюрных репродукций, зачастую сделанных непосредственно с негатива фотографа, до сих пор ценятся коллекционерами.
В конце 1905 года, при поддержке своего молодого протеже Эдварда Стайхена, Алфред Стиглиц открыл «Маленькие галереи Фото-Сецессиона». Название вскоре сократилось до «291» — это адрес галереи на Пятой авеню в Нью-Йорке.
Если первые четыре года галерея представляла работы фотографов Фото-Сецессиона, то к сезону 1909 года начала продвигать прогрессивное искусство художников, скульпторов и граверов. Эти выставки (многие из которых организованы Стайхеном) включали первые в Соединенных Штатах выставки работ Анри Матисса, Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Сезанна и Пабло Пикассо.
В 1915 году Стиглиц вернулся к созданию собственных фотографий. Его работы очистились от старых художественных поз и манипуляций в темной комнате и были посвящены ясному наблюдению за фактами. Стиглиц всегда быстро учился у своих подопечных, и ему, несомненно, бросали вызов работы Пола Стрэнда, которые он характеризовал как «жестоко прямые, чистые и лишенные обмана».
Следует сказать, что новое творчество Стиглица превзошло юношеские бравурные изобретения Стрэнда. В 1916 году он создал удивительную серию, изображающую Эллен Кенигер в купальном костюме — возможно, самые радостные сексуальные снимки, созданные фотографией.
Новые взгляды Стиглица оказались несовместимы с взглядами большинства фотографов-любителей, составлявших основную часть подписчиков «Операторской работы».
С началом Первой мировой войны прогерманские настроения Стиглица оттолкнули многих. В более широком смысле «Операторская работа» умерла, потому что Стиглиц потерял интерес к цели — продвижению фотографии как изобразительного искусства, ради которой она была основана.
Один за другим самые важные члены Фото-Сецессиона — Кесебье, Стайхен, Уайт — все в конце концов порвали с ним, и к 1917 году галерея «291» закрылась.
Алфред Стиглиц и Джорджия О’Кифф
В 1916 году Алфред Стиглиц впервые увидел работы американской художницы Джорджии О’Кифф (1887 – 1986) и был поражен выразительной силой ее больших абстрактных рисунков.
Он устроил ее первую персональную выставку в галерее «291». Алфред фотографировал О’Кифф, позировавшую на фоне своих работ. Это стало началом экстраординарного сотрудничества, которое длилось более 20 лет и привело к созданию более 300 фотографий.Художественный диалог Стиглица и О’Кифф оказал глубокое влияние на творчество друг друга. Они стали любовниками и поженились в 1924 году.
Стиглиц рассматривал фотографии О’Кифф как композиционный портрет. Они исследуют темы множественности, времени и перемен, а также личности, красоты и творчества О’Кифф. Мы можем рассматривать эти портреты как свидетельство любви Стиглица и О’Кифф и их замечательной творческой синергии.
Портреты О’Киф были сделаны в период с 1918 по 1937 год. Ранние чувственные изображения были сделаны в студии и напечатаны на платиновой и палладиевой бумаге, что дало прекрасный тональный диапазон. Позже происходит переход от символически заряженных образов к более откровенному описанию личности.
Поздняя Карьера
Освободившись от обязанностей издателя, редактора и (на некоторое время) владельца галереи, Стиглиц начал (а ему было уже за 50) самый оригинальный и продуктивный период своей жизни. В течение следующих 20 лет он создал работы, которые определяют его статус современного художника.
Между 1925 и 1934 годами Стиглиц сделал серию снимков облаков. «Эквиваленты«, как он стал их называть, являются одними из первых намеренно абстрактных фотографических произведений искусства и были признаны его самым важным вкладом в фотографию.
Между 1925 и 1934 годами Стиглиц сделал серию снимков облаков. «Эквиваленты«, как он стал их называть, являются одними из первых намеренно абстрактных фотографических произведений искусства и были признаны его самым важным вкладом в фотографию.Целью Стиглица было не раскрыть сущность облаков, а преобразовать их в абстрактный язык форм, выражающий его чувства. Убирая все ориентиры и позволяя просматривать фотографии в любой ориентации, Стиглиц «дестабилизировал ваши отношения с природой, чтобы вы меньше думали о природе, не отрицая, что это фотография облаков, но больше думать о чувствах, которое они вызывают». (Сара Гриноу, 1995)
Эти изображения оказали огромное влияние, особенно учитывая тот факт, что фотография была признана отдельной формой искусства только пятнадцать лет назад и никакой традиции абстракции не существовало.
Алфред Стиглиц по прежнему продолжал поддержку модернизма. Он открыл две галереи: «Интимная галерея» с 1925 по 1929 год, и «Американское место» с 1929 года до своей смерти в 1946 году.Эти небольшие галереи были посвящены творчеству американских художников-модернистов, в которых Стиглиц верил больше всего: Демута, Артура Г. Дава, Хартли, Джона Марина и О’Кифф.
Вклад Алфреда Стиглица в культурную жизнь своей страны был многогранным и разносторонним, им вдохновлялись не только его соотечественники Юсуф Карш и Франческа Вудмен, но и такие европейские мастера, как Ман Рей, Франтишек Дртикол и Мирослав Тихий. Суждение, сделанное его современником Стайхеном в 1963 году кажется наиболее справедливым: «Величайшее наследие Стиглица миру — это его фотографии».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.