Ежи Новосельский вырос на стыке разных народов и религий. Свою православную духовность он воплотил в образах, в которых пытался соединить традиции Востока и Запада. На пике популярности его работы даже подделывались за границей.
Воспитан на стыке культур
Новосельский родился 7 января 1923 года в Кракове. В семье случилась большая трагедия — два старших брата Ежи умерли от скарлатины. Поэтому родители чрезмерно опекали младшего сына. Ему даже не разрешали играть с друзьями во дворе и заниматься спортом.
Благодаря отцу, Ежи проявил интерес к искусству еще в детстве. Отец рисовал картины после работы на железной дороге. Дома он устроил большую библиотеку со множеством книг по художественной литературе, истории, искусству и религии.
Важным фактором развития Ежи было воспитание в смешанной религиозной семье. Спустя годы художник признался, что принял двойное крещение. Это было связано с тем, что мать не разделяла религию мужа. Отец тайно водил сына на церковные службы и обучал старославянскому языку.
Семейная ситуация также повлияла на восприятие национальности художника. Новосельский, будучи взрослым, имел обыкновение говорить о себе:
«Я немного поляк, немного украинец, немного немец. Я чувствую себя наиболее связанным с польской культурой, потому что я существую здесь, но также и с украинской и русской. Я на самом деле трехъязычный».
В 16 лет Новосельский отправился в паломничество в монастырь в Почаевской Лавре — один из основных центров православного богослужения. Тогда он не ожидал, что, переступив порог храма, попадёт под очарование великолепия церковного интерьера. Участие в богослужении настолько воодушевило его, что он принял решение стать православным.
Вторая Мировая Война
В сентябре 1939 года Ежи с семьей бежал от наступающих немецких войск во Львов. Спустя два года он окончил местный строительный техникум. Несмотря на тяжелые военные условия, он решил продолжить свое творческое увлечение и в 1940 году поступил на факультет декоративной живописи краковской школы профессионального искусства Kunstgewerbeschule, где стал учеником Станислава Камоцкого.
Хотя школа находилась под контролем немецких оккупационных властей, польские профессора сохранили довоенную учебную программу.
Монастырь
После окончания курса в 1942 году он решил … стать православным монахом. Решение было продиктовано религиозными соображениями и совпало с увеличением числа молодых людей, отправляемых на принудительные работы в Германию.
Ежи второй раз поехал в Почаевскую лавру. Он проводил большую часть дня в молитвах и изучении теологии. Именно в монастыре по просьбе архимандрита, решившего воспользоваться образованием молодого монаха, он начал выполнять свои первые серьезные живописные работы. Через год живописец ушел из духовенства. Оказалось, что он не может выдерживать строгие правила религиозной жизни.
Война повлияла на отношение Ежи к религии. Особенно его напугала информация о Волынской резне и Холокосте. С кризисом веры он боролся в течение следующих десятилетий, а его искусство было, как неоднократно отмечал сам автор, отражением борьбы ангела с демоном в сердце человека.
Краковский период Ежи Новосельский
В 1943 году Новосельский вернулся из Львова в Краков. Он возобновил прежние связи и включился в подпольную творческую жизнь оккупированного города. Он присоединился к андерграундной арт-группе, основанной Тадеушем Кантором. В условиях конспирации молодые художники устраивали выставки и театральные постановки.
Именно тогда на живописный талант Новосельского обратила внимание более широкая аудитория, в том числе и сам Кантор. В 1944 году Новосельский продал свою первую картину за 200 злотых, что в условиях войны было немало.
В 1945 году поступил в Академию художеств в Кракове.
«Однако учился я недолго. Через полтора года я бросил учебу. Я стал самоучкой», — вспоминал Ежи Новосельский. Диплом получил лишь в 1961 году, сдав экзамены экстерном.
В 1962 году Ежи Новосельский начал преподавательскую деятельность в краковской Академии художеств. В 1976 году получил профессорское звание и продолжал работу вплоть до 1993 года.
Периоды творчества
К самым ранним работам Новосельского относятся созданные в первой половине 40-х годов женские обнаженные натуры: как эмоциональные, в духе Модильяни («Натурщица на фоне пейзажа», 1940) и Хаима Сутина, так и многочисленные, по выражению Эдварда Экера, «полные византийской серьезности» портреты («Портрет жены художника», 1945).
В последующие периоды своего творчества Новосельский многократно упоминал о мужском восхищении женским телом, эротических мечтах и фантазиях (в отношении своих работ он предпочитал термин «эротический фигуратизм»).
В 50-е годы Еж Новосельский создал своего рода интимный альбом, в который вошла серия живописных и графических композиций садомазохистского свойства (где мужской садизм сочетается с женским мазохизмом). На них изображены обнаженные девушки, порой в невероятных позах, связанные веревками («Экзекуция», 1949).
По своей атмосфере эти композиции предвосхищают некоторые мотивы, которые художник будет развивать в своем более позднем творчестве, в особенности в своей «спортивной» серии.
Сам художник писал:
«Полный синтез духовной проблематики и эмпирической реальности осуществляется в образе женщины. Если художника интересует проблема телесности, некий способ сочетания духовной проблематики с миром физических форм существования, он совершенно закономерно начинает интересоваться внешностью женщины».
Тут следует заметить, что эта «внешность» в творчестве Новосельского претерпевала изменения: от попеременно округлых и угловатых девушек (40-е годы) и крепких работниц (50-е годы) до стройных «гимнасток» и иератических «негритянок».
Об этих и схожих с ними произведениях Кантор сказал так:
«Новосельскому были присущи зачатки византийской ностальгии. Тем не менее, его обнаженные натуры были проявлением садизма, а яблоки и груши в натюрмортах выглядели так, словно бы остались после помпейской катастрофы».
Ежи Новосельский — успешный художник
Талант художника оценен за рубежом — он организует свои выставки не только в Лодзи, Варшаве и Кракове, но и в Венеции, Сан-Паулу, Лондоне, Париже и Вене. Его картины в 1970-1980-х годах стали настолько популярными, что их очень часто подделывали.
Новосельский представлял Польшу на Биеннале в Венеции (1956) и в Сан-Паулу (1959). В 1960 году его картина «Виолончелист» была отобрана для участия в конкурсе на получение премии Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке (награду получил Эугениуш Эйбиш).
В 1996 году вместе со своей женой он основал Фонд Новосельского, целью которого является поддержка польской культуры и предоставление стипендий талантливым художникам.
Ежи Новосельский умер 21 февраля 2011 года от тяжелой болезни и похоронен на Раковицком кладбище в Кракове.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.