«Я наконец освободился от липкой среды краски и работаю непосредственно с самим светом» — заявил Ман Рэй в 1922 году после первых экспериментов с бескамерной фотографией.

Ман Рей. Автопортрет. 1930

Ман Рей. Автопортрет. 1930

Ман Рэй хорошо известен этими изображениями, обычно называемыми фотограммами, и которые он назвал рейография.

Молодость

С того самого момента, как он попал в центр внимания, и до самой своей смерти Ман Рэй скрывал большую часть своей прежней жизни, отрицая даже, что когда-то у него было другое имя — Эммануэль Радницкий.

Он родился в семье еврейских иммигрантов из России в 1890 году в Филадельфии. Семья изменила свою фамилию на Рэй в 1912 году, а Мэнни изменил свое имя на Ман. С таким загадочным псевдонимом (man — человек, ray — луч) он и вошел в историю искусства ХХ века.

Отец Рэя работал на швейной фабрике и держал небольшую мастерскую по пошиву одежды. Мать проектировала одежду и создавала изделия из обрывков ткани. Если Ман и не хотел ассоциировать себя со своей семьей, то в его художественной работе эти обстоятельства оставляют свой след. Ряд предметов одежды и шитья появляются на каждом этапе его работы и окружения.

Вскоре после окончания средней школы в 1908 году Рэю предложили стипендию для изучения архитектуры, но он решил продолжить карьеру в искусстве. Родители были недовольны его решением, но поддерживали его любовь к искусству. Они даже перестроили скромные жилые помещения семьи, чтобы сын мог использовать комнату в качестве студии.

Любовь к искусству

Художественные и механические способности Рэя проявились еще в раннем возрасте. Помимо высшего образование Рей регулярно посещал художественные музеи, где изучал работы старых мастеров, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан и Караваджо. Будучи студентом, Рэй был вдохновлен Альфредом Стиглицем, который работал в контакте с Джорджией О’Кифф,  а также Робертом Анри — его учителем в средней школе. В возрасте 25 лет у Рэя состоялась первая персональная выставка живописи.

В работе «Танцовщица на канате в окружении своих теней» Ман Рей создал цветоблочную композицию из случайного расположения клочков цветной бумаги, разбросанных по полу.

Ман Рей. Танцовщица на канате в окружении своих теней. 1916

Ман Рей. Танцовщица на канате в окружении своих теней. 1916

Картина демонстрирует целый ряд особенностей, которые художник будет вносить свою фотографическую работу: негативные пространства и тени; случайность против композиционных решений; жесткое применение монтонного цвета и, как следствие, исчезновение индивидуальности художника в работе.

Ман Рей. Сюрреализм и дадаизм

Ли Миллер. 1930

Анатомия. 1930

Молитва. 1930

Молитва. 1930

Эксперименты Мана Рея с фотографией привели его в центр зарождающегося сюрреалистического движения в Париже. Возглавляемый Андре Бретоном, сюрреализм стремился открыть сверхъестественное значение событий повседневной жизни.  Ман Рэй прекрасно подходил для этого. В «Анатомии» контур и угловой свет трансформировал шею женщины в незнакомую, фаллическую форму.  В течение 1920-х и 1930-х годов Ман Рей работал для трех главных сюрреалистических журналов и создавал сюрреалистические объекты.

Художественное начало Ман Рэя проявилось в Дадаизме. Дадаизм сформировался травмами Первой Мировой Войны, появлением современной медиакультуры, радио и кино. Художники-дадаисты разделяли глубокое разочарование в традиционных способах создания искусства и часто тяготели к экспериментам со случайностью и спонтанностью.

Вместе с Марселем Дюшаном Рэй стал ведущей фигурой в движении дадаистов и позднее вдохновителем для многих талантливых художников, среди которых чешский фотограф-мистик Франтишек Дртикол, великолепный фотограф-сюрреалист с трагичной судьбой Франческа Вудмен, дзен-фотограф из Японии Масао Ямамото, самобытный фотограф Мирослав Тихий и многие другие.

Время обсерватории: любовники. 1936

Время обсерватории: любовники. 1936

Ман Рей во Франции

За исключением десятилетия в Голливуде во время Первой мировой войны, Ман Рей провел всю свою жизнь во Франции. Рэй продолжал быть частью художественного авангарда, часто встречался с такими фигурами, как Эрнест Хемингуэй, Гертруда Стайн, Джеймс Джойс, Скотт Фицджеральд, среди которых стал популярен как талантливый портретист.

Ман Рей. Скрипка Энгра. 1924

Ман Рей. Скрипка Энгра. 1924

Ман Рэй знакомится с Алисой Прин, известной как Кики де Монпарнас. Художник влюбляется и семь лет Кики будет его музой. «Скрипка Энгра» (1924) — одна из самых известных фотографий Мана Рея.

Ман Рэй. Черное и белое, 1926. Кики де Монпарнас

Черное и белое, 1926. Кики де Монпарнас

Кики де Монпарнас. 1928

Кики де Монпарнас. 1928

 

Ман Рэй много работал со скульптурой, живописью, кино и фотографией. Его самые ранние художественные работы были относительно статичными и созданы под влиянием, главным образом, кубизма и экспрессионизма.

Через полгода после прибытия в Париж из Нью-Йорка в 1922 году Ман Рэй сделал свои первые рейографии. Он помещал предметы, материалы, иногда части своего тела или модели на лист фоточувствительной бумаги и подвергал их воздействию света, создавая негативные изображения.

Популярные работы

Рэй Ман продолжал развивать карьеру в качестве модного фотографа популярных журналов в Париже.

В декабре 1922 года Ман опубликовал подборку рейографий в своем портфолио под названием «Елисейские поля», среди которых «Рэйограф» и «Спираль».

Ман Рей. Рэйограф. 1922

Ман Рей. Рэйограф. 1922

Ман Рей. Спираль.1922

Ман Рей. Спираль.1922

В 1923 году Рей Ман в фильме «Возвращение к разуму» применил технику рейографии на движущиеся изображения.

Среди его популярных художественных работ в то время — «Подарок», в котором утюг превратился в инструмент потенциального насилия. «Подарок» с его угрожающей смесью домашнего уюта и садомазохизма был предназначен владельцу галереи, где выставлялся Ман Рей. Он пользовался большим интересом у публики и исчез в первый же день выставки.

Ман Рей. Подарок. 1921

Ман Рей. Подарок. 1921

Ман Рей. Объект разрушения(Неразрушимый объект). 1923

Ман Рей. Объект разрушения(Неразрушимый объект). 1923

Роман Ман Рэя с американской моделью Ли Миллер, а точнее, расставание с ней породило  «Объект разрушения» — метроном с фотографией глаза Ли Миллер на маятнике.

Ли Миллер

Ли Миллер

«Вырежьте глаз из фотографии того, кто был любим, но кого Вы больше не видите. Прикрепите глаз к маятнику метронома и отрегулируйте его так, чтобы достичь нужного Вам темпа. Дождитесь остановки маятника. Взяв в руку молоток, хорошенько прицельтесь и постарайтесь разрушить всю конструкцию одним ударом», — гласит подпись под «объектом».

В 1957 году группа протестующих студентов поймала Ман Рея на слове, уничтожив «Объект разрушения». Ман Рей в конечном итоге реконструировал и переименовал работу в «Неразрушимый объект».

Любимой моделью художника стала Жаклин Годдар. Сомерсет Моэм назвал Жаклин самой красивой из всех женщин, которых он встречал.

Ман Рей. Жаклин Годдар

Ман Рей. Жаклин Годдар

Поздние годы

В 1940 году Рэй бежал от войны во Францию и переехал в Лос-Анджелес, где жил с 1940 по 1951 год.  В Америке он встретился с Джульеттой Браунер. Они связали себя узами брака после 5 лет знакомства. Художник называл Калифорнию «красивой тюрьмой» и, будучи весьма успешным фотографом в Нью-Йорке и Голливуде, вернулся во Францию в 1951 году. В 1963 году Ман Рей опубликовал свою автобиографию под названием «Автопортрет».

В последние годы жизни Рей показывал свои лучшие произведения, выставляясь в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других городах. Он умер в своей студии в Париже 18 ноября 1976 года в возрасте 86 лет. Ман Рей запомнился многим своим художественным юмором и уникальностью, а придуманная им формула «продолжение останется незамеченным» звучит весьма саркастически.

«Я не фотографирую природу, я фотографирую мои фантазии». Ман Рэй.

Ли Миллер в юности

Ли Миллер в юности

Лесли Карон

Лесли Карон

Стеклянные слезы. 1932

Стеклянные слезы. 1932

Женщина с длинными волосами. 1929

Женщина с длинными волосами. 1929