Art - sumi-e-landschaft.jpg

Суми-э — японская монохромная живопись

от автора

Суми-э — японская монохромная живопись тушью. Это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э (sumi-e) представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «живопись» (э). То есть суми-э — это тип монохромной живописи, похожей на акварель.

Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия.

Уникальность сюжета, мягкое прикосновение кисти и обильное использование воды – все это составляет отличительные индивидуального стиля японской живописи суми-э.

СУМИ-Э. Sesson Shukei
Сэссон Сюкэй 雪村. Восемь видов рек Сяо и Сян

Зарождение суми-э

На протяжении XIV–XV веков преобладающим направлением живописи был монохромный пейзаж в стиле сансуй (горы-вода), произведениями которого украшали дворцы аристократов и военной элиты. Представителями сансуй были высокообразованные художники — Китидзан Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (1405-1423) и Сэйссю Тойо (1420-1506) обучавшиеся в Китае. Дзёсэцу и Сэйссю были художниками монахами из монастыря Сёкокудзи в Киото, который принадлежал дому Асикага.

История суми-э, как и история японской эстетики ваби-саби, началась с монаха. Дзен-монах Дзёсэцу (1394-1428), согласно приданию, стал основателем стиля суми-э в пейзажном жанре. Картина «Ловля рыбы при помощи тыквы», выполненная по личному заказу военного правителя Японии, уже вполне самостоятельна и несёт лишь следы китайского влияния.

Дзёсэцу. Суми-е
Дзёсэцу. Ловля сома тыквой-горлянкой.

В эпоху Муромати много художников появилось и в провинциях, и большинство из них самурайского происхождения. Наиболее известный из них – Сэссон Сюкэй 雪村 (1504-1589). Сэссон ушел в монахи и стал художником. Он продолжал работать до 80 лет в районе Канто и Айдзу. На многих его работах присутствует отпечаток самурайского воспитания художника.

Сэссон Сюкэй. Буря.
Sesson Shukei. Tempest

Хосэгава Тохаку (1539-1610) был выдающимся художником того периода. Легендарное произведение в формате двух 6-панельных ширм — Сосновый лес . В настоящее время Сосновый лес хранится в токийском Национальном музее и включён в список национальных сокровищ Японии.

Sumi-e. Hasegawa Tohaku Pine Trees. Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, левая сторона
Sumi-e. Hasegawa Tohaku Pine Trees. Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, правая сторона
Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, правая сторона

Каждая ширма величиной 1,5 м х 3,5 м. Сосны изображены штрихами тушью в различных оттенках серого цвета. Они стоят группами в тумане, частично выступая из него и пропадая, растворяясь в отдалении. Это произведение также является одним из самых известных примеров использования приёма ёхаку, или «осмысленной пустоты» в японской живописи.

Особые черты у суми-э

Ёхаку

Ёхакуэффект пустого белого пространства на плоскости картины. Ёхаку придавало живописи непознаваемую  значимость, будило в зрителе чувство неисчерпаемости источника космической жизни. Подобные принципы фигурировали в искусстве театра Но – умение вызвать интерес при отсутствии видимого действия. В искусстве чайной церемонии таким принципом выступает такэкурами (таинственность, неявленность). Ёхаку — это основа осмысления религиозного опыта в искусстве, вершиной которого является  категория югэн.

Тарасикоми

В переходный период от Адзути-Момояма к более мирному времени Эдо работал художник Товарая Сотацу, творчество которого знаменовало появление исключительно японского стиля суми-э. Также ему приписывают основание декоративной школы японской живописи Римпа. Вместе с оригинальным стилем живописи и техникой тарасикоми – стекание капель туши Товарая оказал колоссальное влияние на современный стиль суми-э.  Работая вместе, Таварая Сотацу и художник Хонами Коэцу создавали удивительные по живописности произведения.

Маруяма Окё. Сосны под снегом. Роспись шестистворчатых ширм.
Маруяма Окё. Сосны под снегом. Роспись шестистворчатых ширм.

Еще одним знаменитым мастером этого периода, делавшим зарисовки с натуры, был Маруяма Окё (1733-1795). Маруяма декорировал движущиеся куклы и создавал полотна в стиле укиё-э. Он умел виртуозно использовать пустое пространство листа в своих композициях.

Выдающимися мастерами этого направления были Икэ-но Тайга (1723-1776), Ёса Бусон (1716-1784), Урагами Гёкудо (1745-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835). Творчески переосмысливая традиции японской и китайской живописи, они пытались придать своим картинам настроение глубокой лиричности и неповторимой индивидуальности.

Нангаундзинга

Портрет Урагами Гёкудо
Портрет Урагами Гёкудо

В XVIII в. в моду входит китайский стиль бундзинга («живопись художников-интеллектуалов»), получивший в Японии название нанга. Художники бундзинга , считавшиеся «японскими импрессионистами», вдохновленные китайской культурой, особо ценили живопись эпохи династий Юань, Мин и Цинь.

Ориентир на китайские образцы всегда был свойственен японской монохромной живописи. Однако удивительная способность японцев к виртуозной интерпретации заимствований приводила к тому, что образцы, приходившие с материка, постепенно преобразовывались в духе отечественных художественных тенденций.

Урагами Гёкудо. Голубые горы, предчувствие дождя.
Урагами Гёкудо. Голубые горы, предчувствие дождя.

В отличие от Китая, где живопись тушью вплоть до современности развивалась в едином русле общих законов и традиций, в Японии к ней обращались мастера разных школ и направлений, сумевшие существенно расширить художественный диапазон и арсенал выразительных средств суйбокуга.

Урагами Гёкудо. Червленые осенней листвой горы
Урагами Гёкудо. Червленые осенней листвой горы.

Вобрав в себя мистический дух буддизма, суми-э в художественной форме воплотила его основные мотивы. Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации.

В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощает самую ее суть. Любые образы художник хранит в памяти такими, какими он их увидел.


Комментарии

Добавить комментарий