Суми-э — японская монохромная живопись

/, История/Суми-э — японская монохромная живопись

Суми-э — японская монохромная живопись

Суми-э — японская монохромная живопись тушью. Это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э (sumi-e) представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «живопись» (э). То есть суми-э — это тип монохромной живописи, похожей на акварель.

Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия.

Уникальности сюжета, мягкое прикосновение кисти и обильное использование воды – все это составляет отличительные индивидуального стиля японской живописи суми-э.

sesshu-shoshohakkei

Сэссон Сюкэй 雪村. Восемь видов рек Сяо и Сян

Зарождение суми-э

На протяжении XIV–XV веков преобладающим направлением был монохромный пейзаж в стиле ванн суй («горы-вода») произведениями которого украшали дворцы аристократов и военной элиты. Представителями сан суй были высокообразованные художники — Китидзан Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (1405-1423) и Сэйссю Тойо (1420-1506) обучавшиеся в Китае. Дзёсэцу и Сэйссю были художниками монахами из монастыря Сёкокудзи в Киото, который принадлежал дому Асикага.

Дзен-монах Дзёсэцу (1394-1428), согласно приданию стал основателем стиля суми-э в пейзажном жанре. Картина «Ловля рыбы при помощи тыквы», выполненная по личному заказу военного правителя Японии, уже вполне самостоятельна и несёт лишь следы китайского влияния.

Дзёсэцу. Суми-е

Дзёсэцу. Ловля сома тыквой-горлянкой.

В эпоху Муромати много художников появилось и в провинциях, и большинство из них имели самурайское происхождение. Наиболее известный из них – Сэссон Сюкэй 雪村 (1504-1589). Сэссон ушел в монахи и стал художником, продолжал работать до 80 лет в районе Канто и Айдзу. Среди его работ множество обладают отпечатком самурайского происхождения художника.

Сэссон Сюкэй. Буря.

Sesson Shukei. Tempest

Хосэгава Тохаку (1539-1610) был выдающимся художником этого периода.   легендарное произведение в формате двух 6-панельных ширм — Сосновый лес . В настоящее время Сосновый лес хранится в токийском Национальном музее и включён в список национальных сокровищ Японии.

Sumi-e. Hasegawa Tohaku Pine Trees

Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, левая сторона

Sumi-e. Hasegawa Tohaku Pine Trees. Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, правая сторона

Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, правая сторона

Каждая ширма величиной 1,5 м х 3,5 м. Сосны изображены штрихами тушью в различных оттенках серого цвета. Они стоят группами в тумане, частично выступая из него и пропадая, растворяясь в отдалении. Это произведение также является одним из самых известных примеров использования приёма ёхаку, или «осмысленной пустоты» в японской живописи.

В переходный период от Адзути-Момояма к более мирному времени Эдо работал художник Товарая Сотацу, творчество которого знаменовало появление исключительно японского стиля суми-э. Также ему приписывают основание декоративной школы японской живописи Римпа. Вместе с оригинальным стилем живописи и техникой тарасикоми – стекание капель туши Товарая оказал колоссальное влияние на современный стиль суми-э.

 Maruyama Ōkyo. Okyo_Pine_Trees

Маруяма Окё. Сосны под снегом. Роспись шестистворчатых ширм.

Еще одним знаменитым мастером этого периода, делавшим зарисовки с натуры, был Маруяма Окё (1733-1795). Он умел виртуозно использовать пустое пространство листа в своих композициях.

Этот стиль возник как отрицание академических стилей, а выдвигал на первый план экспромт, наитие, сиюминутное настроение художника. Потому главными жанрами нанга стали пейзажи и «цветы-птицы».

Выдающимися мастерами этого направления были Икэ-но Тайга (1723-1776), Ёса Бусон (1716-1784), Урагами Гёкудо (1745-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835). Творчески переосмысливая традиции японской и китайской живописи, они пытались придать своим картинам настроение глубокой лиричности и неповторимой индивидуальности.

Портрет Урагами Гёкудо

Портрет Урагами Гёкудо

В XVIII в. в моду входит китайский стиль бундзинга («живопись художников-интеллектуалов»), получивший в Японии название нанга. Художники бундзинга , считавшиеся «японскими импрессионистами», вдохновленные китайской культурой, особо ценили живопись эпохи династий Юань, Мин и Цинь.

Ориентир на китайские образцы всегда был свойственен японской монохромной живописи. Однако удивительная способность японцев к виртуозной интерпретации заимствований приводила к тому, что образцы, приходившие с материка, постепенно преобразовывались в духе отечественных художественных тенденций.

Blue Mountains. Uragami Gyokudo

Урагами Гёкудо. Голубые горы, предчувствие дождя.

В отличие от Китая, где живопись тушью вплоть до современности развивалась в едином русле общих законов и традиций, в Японии к ней обращались мастера разных школ и направлений, сумевшие существенно расширить художественный диапазон и арсенал выразительных средств суйбокуга.

Mountains-Dyed-Red-by-Autumn-Foliage_by_Uragami_Gyokudo.jpg

Урагами Гёкудо. Червленые осенней листвой горы.

Вобрав в себя мистический дух буддизма, суми-э в художественной форме воплотила его основные мотивы.Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации.

Маруяма Окё. pine-bamboo-plum.jpg

Маруяма Окё.Сосна, бамбук и слива (три символа счастья).

В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощает самую ее суть. Любые образы художник хранит в памяти такими, какими он их увидел.

|2018-09-10T13:36:34+03:006 Апр, 2018|Теги: , , , , |