Когда дело доходит до правильной формы, мы видим одержимость западного мира совершенством, симметрией и идеальной пропорцией. Это вкус к красоте, сформированный почтением к универсальным законам, математике, жажде совершенного и вечного. Японская эстетика, однако, очень отличается, и суть различия заключена в термине, для которого западные языки не имеют прямого эквивалента: термин, известный как ваби-саби.

Понятие ваби-саби

Ваби-саби обращается к красоте непостоянного, несовершенного, деревенского и меланхоличного. Оно проистекает не из любви к непобедимости, молодости и безупречности, а из уважения к тому, что преходяще, хрупко, слегка сломлено и скромно.

Ваби-саби считает, что вещи всегда прекраснее, когда имеют отметки возраста и индивидуальности. Струйку глазури или прекрасно отремонтированную трещину на керамическом изделии следует ценить, а не делать невидимыми.

Деревянная чаша с дефектом. Ваби-саби стиль.

Деревянная чаша с дефектом.

История ваби-саби тесно связана с буддизмом и его предположением о том, что мудрость приходит от понимания мира преходящей, несовершенной и негероической природы.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Дзен — философская основа ваби-саби

Эйсай - японский буддийский монах

Монах Эйсай

1191, Кюсю. Монах, известный как Эйсай, возвращается в Японию из Китая с планами создать первый в Японии Дзен-буддийский храм. Дзен бросает вызов местной религии Японии синтоизму.

Дзэн предлагает сложную философскую систему, которая представляет природу с ее постоянными циклами жизни и несовершенными образцами в качестве фокуса медитации и линзы, через которую можно понять наши собственные переходные процессы и пустоту. Дзен станет философской основой ваби-саби.

 

Значение слов 侘 и 寂

14 век, Япония. Под влиянием дзен значения двух слов: Ваби ( 侘 )и Саби (寂) начинают развиваться, принимают более позитивное значение, и, таким образом включаются в эстетическое сознание японцев.

Ваби первоначально означало страдание и одиночество жизни на природе, вдали от человеческого утешения. Теперь его значение смещается к почти изысканной сладкой меланхолии одиночества.

Нынешнее «» является отрицанием следующих понятий: богатый, великолепный, яркий, роскошный. Слово ваби  означает: бедность, простота, осторожность, умеренность, одиночество, наивность, темный, тихий и естественный.

Саби, тем временем, первоначально означавшее холод, сухость или увядание, стало обозначать признаки старения и износа, которые могут усилить значение объекта. Это относится к положительному непостоянству и благородным отпечаткам времени.

Древний узор горшка или красиво заделанной трещины теперь называется Саби.

Керамика с дефектом.

Керамика с дефектом.

«» глубоко связано с античной оценкой предметов. Оценка японского антиквариата отличается от оценки западного антиквариата. Например, японский антиквар уделяет больше внимания следам, оставленным природой из-за концепции Саби, в то время как западные антиквары ценят больше сам антиквариат.

Чайная церемония — основа эстетики ваби-саби

Мурата Шуко

Мурата Шуко

1488, Киото. Мурата Шуко садится писать письмо своему ученику Фуруити Чоину. Этот документ станет известен как «Письмо сердца» (Кокоро-но-Фуми). Он определит идеальный способ пить чай — чайную церемонию и изложит эстетику ваби-саби. Чайная церемония возникла у монахов как способ оставаться бодрствующими в течение длительных периодов медитации Дзен.

Однако, она активно применялась правящим классом полководцев или сегунов. Они использовали ритуал чайной церемонии как способ демонстрации дорогой посуды, привезенной из Китая. Чайная церемония стала роскошной, часто в сложной и безвкусной обстановке и далеко ушла от своих духовных корней.

Чайная церемония

Теперь Шуко перепроектирует чайную церемонию с учетом идеалов ваби-саби.

В то время было модно пить чай на террасе, глядя на полную луну, но Шуко утверждает, что полнолуние бесвкусно. Он призывает своего ученика оценить более тонкое взаимодействие теней при неполной или слегка затянутой облаками Луне.

Цукиока Ёситоси. Поэтесса Оно-но Комати в старости.

Автор Цукиока Ёситоси. Поэтесса Оно-но Комати в старости.

Он подчеркивает, что следует отказаться от идеальных блестящих чайных чашек китайцев, которые как раз и отвечают безупречности полной луны. Вместо них стоит заказать простую посуду у японских ремесленников с некоторыми изъянами в глазури, и пусть эти изъяны будут тонкой частью их работы.

Сен-но-Рикю и чашки Раку

Сен-но-Рикю

Сен-но-Рикю

1582, Киото. Сен-но-Рикю служит Тоётоми Хидэёи, могущественному военачальнику, объединившему враждующие группировки феодальной Японии. Он поручает Рикю создать чайную церемонию, которая поможет укрепить мир.

Наряду с Шуко, Сен-но-Рикю почитается в Японии как отец современной чайной церемонии и самый совершенный практик ваби-саби.

История, которая чаще всего используется для иллюстрации духа ваби-саби, взята из его жизни. Однажды Рикю попросил ученика почистить его чайный домик. Мальчик работал весь день, чтобы вычистить и подмести каждый сантиметр дома и сада. Рикю подошел осмотреть работу, затем протянул руку и потряс клен, нависший над тропинкой.

Опавшие листья добавили ваби-саби на сцену. Рукотворное и естественное, искусственное и случайное были объединены в совершенном выражении красоты и мудрости.

Рикю идет дальше Шуко в подрыве высокого вкуса сегунов и снимает все несущественное с чайной церемонии. Горшки и посуду, которые он использует, часто берут прямо из крестьянской домов или изготавливают по образцам, замеченым на прогулках по местной деревне.

 

Дорожка вокруг чайного домика

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Рикю также определяет движения чайной церемонии, создавая совершенно экономные и изящные представления о создании чая с минимальной суетой, тем самым добавляя ваби-саби в самую суть ритуала.

Тоётоми Хидэёси

Тоётоми Хидэёси

К сожалению для Рикю, его босс, военачальник Хидэёси, будучи крестьянского происхождения, начинает опасаться, что весь процесс является сложной шуткой за его счет. Это заставляет его приказать Рикю совершить харакири. В жуткой параллели с кончиной Сократа Рикю проводит заключительную чайную церемонию среди своих ближайших друзей, прежде чем послушно вспороть себе живот.

Сегодня все великие школы чая ведут свою родословную от Рикю и следуют движениям и традициям, которые он изложил. Создатель скромной чашки, которой он так восхищался, был известен как Раку, и чашки Раку до сих пор изготавливаются и оцениваются как величайшее воплощение ваби-саби.

Чайная церемония

Если вы пьете чай в Серебряном павильоне в Киото — родине официальной чайной церемонии в Японии, то вы можете пить из той же чашки, из которой когда-то пил хлопотливый Хидэёси.

Серевбряный павильон в Киото

Серебряный павильон в Киото

 

Поэзия Ваби-Саби

Мацуо Басе

Мацуо Басе

1684, Эдо. Мацуо Басе, отец хайку и самый почитаемый поэт Японии, отправляется в первое из своих великих паломничеств. Эти бесцельные странствия приведут его к сердцу уединения и природы и помогут ему передать дух ваби-саби на словах.

Басё, депрессивный человек с огромным талантом, получает огромное удовольствие от блуждания по опасным дорогам вокруг Эдо, замаскировавшись под нищего. Здесь он передает хрупкую красоту окружающих его достопримечательностей в поэзию, которая пытается обнаружить вечное. Сквозь мимолетное мгновение мы слышим прекрасное опустошение в одном из его самых известных хайку:

Между деревьями сакуры
Стоит один
Кипарис.

Басё называют поэтом печали — саби, а сам он говорил, что без саби в поэзии нет Красоты.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Ваби-Саби Стиль

2011, Нью-Йорк. Роберт Де Ниро (Robert De Niro) открывает двухэтажный пентхаус площадью 632 кв. м — TriBeCa Penthouse. Его дизайном занимались бельгийский дизайнер Аксель Вервордт (Axel Vervoordt) и японский архитектор Тацуро Мики (Tatsuro Miki). В оформлении чувствуется сильное влияние эстетики ваби-саби. Люксы Де Ниро пользуются популярностью, в них останавливаются Леонардо ДиКаприо (Leonardo DiCaprio) и Мел Гибсон (Mel Gibson).

Аксель Вервордт. Интерьер пентхауса TriBeCa

Интерьер пентхауса TriBeCa

В этом же году во французских Альпах открывается отель в стиле ваби-саби Le Chalet Zannier. Мир начинает принимать традиционные японские идеи. Дизайн в стиле ваби-саби  и  японский минимализм становятся трендом.

Louis Vuitton архитектора Дзюн Аоки

Louis Vuitton архитектора Дзюн Аоки.

2013, Район Гиндза, Токио. Открывается огромный новый магазин Louis Vuitton, построенный японским архитектором Дзюн Аоки.

Сорок пять процентов всех японских женщин в настоящее время владеют сумкой от французской фирмы, специализирующейся на предметах роскоши: с западными идеалами, блеском, совершенством и симметрией.

Ваби-саби, как и многие традиционные японские идеи, находится под огромной угрозой со стороны потребительских ценностей Запада. ваби-саби — это, с одной стороны, идея, связанная с керамикой, чаепитием и историей Японии, но с другой — это урок для всех нас, потому что место, где мы действительно должны смириться с несовершенством, меланхолией и возрастом, находится в нас самих.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Ваби-саби — это гигантский маркетинговый проект, который побуждает нас еще раз взглянуть на то, что мы обычно игнорируем или относимся с пренебрежением. Наши вкусы не постоянны, и если кто-то талантливо и с артистической грацией побуждает нас смотреть более сочувственно на какой-то мох, слегка шаткую чашку чая или, действительно, мудрое, морщинистое лицо друга или родственника, то мы сможем найти очарование и красоту и здесь.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Наши представления о красоте и интересах относительны и открыты для изменений и улучшений. Имея ввиду идеалы ваби-саби, мы можем научиться находить большее удовлетворение в скромных моментах: в прогулке по извилистой тропинке, в пасмурном осеннем дне в небезупречном доме, лице или душе.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.