Изначально понятие «аэродинамика» было применительно к воздушным судам, использующим ее для уменьшения сопротивления воздуха. Термин стримлайн модерн стал активно использоваться в отношении высокоскоростных железнодорожных поездов с 1930 по 1950 год и их преемников «сверхскоростных пассажирских экспрессов».

Высокоскоростной электропоезд серии N700 сети Синкансэн на фоне горы Фудзи.

Высокоскоростной электропоезд серии N700 сети Синкансэн на фоне горы Фудзи.

Из этой тенденции возник «стримлайн модерн»(Streamline Moderne) — новый аспект архитектуры и дизайна ар-деко , появившийся в 1930-х годах от промышленных дизайнеров.

Здание Крайслер. 1940

Здание Крайслер. 1940

Даже само название (streamline — «линия обтекания») происходило от термина из области аэродинамики. Аэродинамическая концепция движения и скорости в чистом виде. Обтекаемая архитектура подчеркивает изогнутые формы, длинные горизонтальные линии, а иногда и морские элементы.

В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов и револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер Chrysler Airflow оказался невероятно популярным, обтекаемые формы стримлайн модерна стали использоваться как для точилок, так и для зданий.

Chrysler Airflow. 1934

Chrysler Airflow и Стримлайнер 1934

В промышленном дизайне его использовали в легковых автомобилях, грузовиках и автобусах, чтобы создать впечатление гладкости и современности. В стиле стримлайн модерн ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий.

Стримлайн модерн нашел свое отражение и в железнодорожных локомотивах. Хотя сейчас для транспортного средства аэродинамическая оптимизация вовсе не особенность, в то время это была целая революция сделанных на заказ узких и длинных  локомотивов с закрытыми колесами.

Британский обтекаемый паровоз. 1938

Британский обтекаемый паровоз 1938 года.

«Золотой век» этого вида транспорта приходится на период между 1880-ми и Первой мировой войной с пиком в 1920-х годах. Экономический кризис 1930 года обозначил конец этой славной эпохи.

Известные «Стримлайнеры» были разработаны чуть позже, в 1930–1950-х и этот термин применяется как к высокоскоростным поездам 1930–1950-х годов, так и более поздним «сверхскоростным поездам». Любопытно, что этот термин применяется также и, так называемым, лежачим велосипедам — лигерадам.

Стримлайн модерн. Стримлайнер

Стримлайн модерн

После 1929 года промышленность фиксировала ежегодный спад в необходимости пассажирских услуг, а Великая Депрессия только ухудшила ситуацию.

Ар-деко оказал сильное влияние на архитектуру, дизайн интерьеров, моду и кинематограф. Концепция Стримлайн модерн стала толчком к развитию промышленного дизайна в его современном направлении.

Как бы то ни было, железные дороги не могли остановить появление автомобиля, к которому все хотели иметь доступ, но дали рождение аэродинамическому поезду — элегантному, быстрому и стильному объекту, который оставил нам эти замечательные фотографии для воспоминаний.

Состав Mercury New York Central Railroad. Дизайн - Генри Дрейфус. 1936г.

Состав Mercury New York Central Railroad. Дизайн — Генри Дрейфус. 1936г.

Стримлайн модерн. Стримлайнер

Стримлайн модерн

Стримлайн модерн

Стримлайн модерн.

Стримлайн модерн. Стримлайнер

Стримлайн модерн. Стримлайнер

Стримлайн модерн

Стримлайн модерн

Стримлайн модерн. Стримлайнер