Поль Гоген. Рай, которого не было

//Поль Гоген. Рай, которого не было

Поль Гоген. Рай, которого не было

В 1890 году Поль Гоген нуждался в чуде. Жена Мэтт-Софи бросила его и забрала с собой пятерых детей. Его старый друг Винсент Ван Гог покончил с собой. Его карьера художника зашла в тупик и у него не было ни гроша. Поэтому он вынашивал план, о котором сообщил жене.

«Пусть этот день настанет… когда я смогу убежать в лес на острове в южном море и жить там в блаженстве, ради мира и искусства. С новой семьей, далекой от этой европейской борьбы за деньги».


Гоген. Жена короля. 1896

Гоген. Жена короля. 1896

Гоген купился на старый миф о Полинезии, восходящий к временам капитана Кука. Тропический рай: место, в котором легко живется и много доступных женщин. В марте 1891 года он сел на корабль под названием «Океания» и покинул Европу. Как он надеялся, навсегда.

То, что Гоген увидел по прибытии на Таити, было гораздо больше похоже на Европу, чем он ожидал. Там было полно французов. Французские здания. Французские газеты. И непомерно дорогое французское вино.

Он переехал из столицы в деревню и построил себе традиционную хижину с тростниковыми стенами и соломенной крышей. Постепенно Гоген создал свой собственный фантастический рай. Поль выучил несколько слов по таитянски, познакомился со своими соседями и проводил много времени, гуляя голым. «Постепенно, шаг за шагом, цивилизация отходит от меня».

Неизвестная фотография Гогена и Теха'аманы.

Неизвестная фотография Гогена и Теха’аманы.

Теха’амана (Teha’Amana) — жена Поля Гогена во время его первого визита на Таити в 1891-1893 годах. В то время французским колонистам было свойственно брать туземных жен, которых называли ваине(vahine). Ваине были очень молоды, некоторые только достигли половой зрелости. Подобные браки осуществлялись семьей невесты из соображений статуса или финансовой выгоды. Девушки обычно вступали в такие браки по доброй воле и могли вернуться домой в любое время. Теха’амана, без сомнения, считала себя замужем согласно местным обычаям, а для Гогена этот брак был явно временным и для собственного удобства.

Таитянские семьи были самодостаточны — они ловили рыбу, охотились на диких свиней и собирали фрукты. Гогену заниматься подобным было некогда, он хотел рисовать, поэтому брак был идеальным решением. 

Гоген быстро «завербовал» молодую и красивую Техааману в качестве своей модели, музы и любовницы на следующие два года. Гоген описывал ее как свою ”маленькую любовницу с инстинктивным характером и золотым телом, послушную и любящую«.

Теха'амана

Теха’амана

Художник рассматривал женщин Таити не только как символ самого острова и культуры острова, но и как воплощение определенного рода женской грации. Его восхищала естественность полинезийских женщин, в отличие от притворных европейских.

Хотя Гоген официально не женился на Теха’амане, они обменялись клятвами. Ей было тринадцать, а ему сорок три. Полноценным браком это трудно назвать, они даже не могли говорить на одном языке. К концу лета она забеременела.

Теха’амана изображена в ряде работ художника, наиболее известная из них «Дух мертвых не дремлет».  Ее окрестили «коричневой Олимпией». Как и в картине «Олимпия» Мане 1863 года, Теха’амана достигла половой зрелости, но более шокирующим было открытое предположение, что обе молодые женщины имеют сексуальный опыт.

Гоген. Дух мертвых не дремлет. 1893

Гоген. Дух мертвых не дремлет. 1893

Эдуард Мане Олимпия. 1863

Эдуард Мане. Олимпия. 1863

Все это время Гоген был женат на  Мэтт-Софи Гад и посылал ей свои картины в Копенгаген.

Гоген вернулся на Таити в 1895 году после неудачной выставки в Париже. Теха’амана отказалась вернуться к нему из-за его сифилитических язв, несмотря на щедрые подарки в виде бус и медных колец.

 

Интересы Гогена оставались не только эстетическими и после Теха’аманы он спал с множеством местных женщин и на двух опять женился.

Гоген. Больше никогда. 1897

Гоген. Больше никогда. 1897

Это портрет Пахуры. Она стала женой Гогена, когда ей было 14 лет. За несколько месяцев до создания этой картины ей было 15 лет, она родила дочь. Ребенок трагически умер, и Пахура, по понятным причинам, погрузилась в глубокую депрессию.

Гоген, несомненно, почерпнул свою идею из знаменитого стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон». в 2010 году публика Британии признала эту картину самой романтичной.

Тьма начала проникать в жизнь Гогена. Когда он писал «Больше никогда», то уже был серьезно болен и чувствовал, что жизнь подходит к концу. В том же году он сделал свою самую амбициозную таитянскую картину.

Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897—1898

Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897—1898

Кульминация личной мифологии Гогена шириной четыре метра. Справа налево описан цикл жизни от младенчества до старости. И, наконец, мир, лежащий за пределами смерти, воплощенный голубым идолом. Гоген писал: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, но что я никогда не сделаю ничего лучше».


После завершения «Куда мы идем?» Гоген пытался покончить с собой, отравившись мышьяком в горах над своей деревней. Он долго лечился в местной больнице. Жизнь его тянулась еще шесть лет, последние два года он провел где-то в Полинезии. Гоген умер в мае 1903 года, так и не вернувшись в Европу.

Гоген. Забава злого духа. 1894

Гоген. Забава злого духа. 1894

После расставания с Гогеном Теха’амана вновь вышла замуж за молодого таитянца и родила ему двоих детей. Она умерла в 1918 году во время эпидемии испанского гриппа. Метте-Софи Гад умерла в 1920 году в возрасте 70 лет.

2019-08-08T12:00:52+03:006 Авг, 2019|Теги: , , |
Яндекс.Метрика