Ханс Вегнер (1914-2007) — один из величайших дизайнеров мебели. И также один из самых продуктивных, поскольку сегодня мы можем насчитать более 1000 его моделей. Его проекты были описаны как «вневременные», «вечные», «совершенные в максимально возможной степени» и «свободные от проходящих тенденций».
Есть много причин признания мебели Вегнера. Самым важным является, вероятно, его ремесленный, прагматичный подход. Он всегда оценивает практический аспект в процессе проектирования, выстраивает ряд строгих правил.
Эти правила могут не допускать дикого свободного вдохновения, но они требуют творческого взаимодействия между потенциалом материала и процессом проектирования. Как пишет Хенрик Мост в своей статье о Вегнере: «Самая большая свобода проистекает из самой суровой строгости». В диалоге между материалом и творчеством Вегнер превосходит большинство своих сверстников.
Ханс Вегнер любил находиться в столярной мастерской. Здесь он мог ощутить профессиональную связь между дизайнером и мастером, почувствовать гордость и уважение к ремеслу и дизайну. Вегнер ставил мастерам интересные и трудные задачи, поскольку требовал бескомпромиссного качества и был приверженцем экспериментов с материалом.
Будучи движущей силой «Датского модерна» Ханс Вегнер изменил мнение широкой общественности о мебели в 1950-х и 1960-х годах.
Его страсть к дизайну стульев, которых он создал более 500, признана во всем мире и отражена в его звании «Мастер стула» («Master of the Chair»). Он славится объединением идеально выполненных соединений с изысканными формами, сочетанием постоянного любопытства к материалам и глубоким уважением к древесине и ее свойствам. Его конструкции демонстрируют минимализм и органическую, естественную мягкость.
Ханс Вегнер родился в 1914 году в Тондере в Южной Дании, в семье сапожника.
В возрасте 17 лет он закончил стажировку в качестве столяра в мастерской HF Stahlberg, где его первые проекты увидели свет. Через три года он переехал в Копенгаген для поступления в Датскую школу искусств и ремесел, где он учился в 1936-1938 годах, прежде чем начать карьеру архитектора.
В 1940 году Вегнер присоединился к Арне Якобсену и Эрику Мёллеру и начал проектировать мебель для новой мэрии в Орхусе, втором по величине городе Дании. Это был год, когда Вегнер начал работать с мастером-краснодеревщиком Йоханнесом Хансеном, который сыграл важную роль в современном дизайне датского общества.
Ханс Дж. Вегнер открыл свое собственное художественное отделение в 1943 году. В 1944 году он разработал первое «Китайское кресло» в серии, вдохновленной китайскими креслами династии Мин. Одно из них, кресло Wishbone с его отличительным Y-образной спинкой, спроектированное в 1949 году и производимое Carl Hansen & Søn с 1950 года, стало самым успешным дизайном Вегнера за все время.
В первую очередь Вегнер считал себя столяром, и во вторую — дизайнером мебели. Он считал, что поразительная эстетика мебели основана на практичности: стул должен быть удобным и прочным, прежде чем он станет шикарным.
Стул «Павлин» (1947) представляет собой трон-адаптацию стула Виндзор, как и кресло «Окс» (1960). Удобное кресло «Папа Медведь» (1951) — почти перевернутое английское кресло-крыло.
Наиболее показательная работа Вегнера, «Круглый стул»(1949), отмечена в политической истории, когда использовалась в теледебатах Кеннеди-Никсона в 1960 году.
Этот стул, наряду с другими дерзкими проектами Вегнера, например «Стулом ракушкой»(1963) с его изогнутым серповидным сиденьем, приносят тихое скульптурное присутствие в комнату.
Ханс Дж. Вегнер считается одним из самых творческих и продуктивных датских дизайнеров мебели всех времен. Он получил несколько наград от дизайнеров, включая премию Lunning в 1951 году и 8-ю Международную премию дизайна в 1997 году.
Он стал почетным членом Королевской датской академии изобразительных искусств в 1995 году и почетным доктором Королевского колледжа искусств в 1997 году. Почти все крупные музеи мира, начиная с Музея современного искусства в Нью-Йорке и заканчивая Новой Коллекцией в Мюнхене имеют мебель Ханса Вегнера в своих коллекциях.
Ханс Дж. Вегнер умер в Дании в январе 2007 года — в возрасте 92 лет.
Вегнер был дизайнером, который почитал свой основной материал — дерево, это просматривается во всех его работах. Его дерево вбирает патину и характер с возрастом; каждая вещь Ханса Вегнера свидетельствует о жизни, которую она провела.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.