Хаим Соломонович Сутин (фр. Chaim Soutine) – художник, ставший одной из самых ярких фигур «Парижской школы» родился 13 января 1893 в Смиловичах под Минском.
Хаим Сутин был десятым из одиннадцати детей в бедной еврейской семье портного. С раннего детства ему нравилось рисовать, однако, религией запрещено изображать людей и животных, а семья не разделяла его увлечения. За попытку нарисовать раввина его избили до полусмерти. Говорят, что именно этот раввин дал мальчику 25 рублей, с которыми он и убежал от семьи в Минск в возрасте 10 лет. Через три года Хаим поступит в рисовальную школу, а затем в художественное училище в Вильно. В Вильно Сутин и его друг Михаил Кикоин сблизились с Пинхусом Кременем.
Позже Кикоин вспоминал: «Мы … с жаром спорили об искусстве, о жизни и, особенно, о нашем будущем… Пылкое воображение Сутина уносило его дальше других, и скоро Париж стал занимать все его мысли».
Ранний период
В 1913 году Хаим Сутин переехал во Францию, в Париж. Он поселился в «Улье», знаменитом доме-коммуне, созданном меценатом Альфредом Буше для начинающих художников. Сутин посещал парижскую Национальную высшую школу изящных искусств, занимаясь в мастерской Фернана Кормона, известного художника-академиста, мастера исторического и портретного жанров.
Быстро разочаровавшись в академической системе преподавания, Хаим стал работать самостоятельно, отдавая предпочтение натюрморту и портрету. Изучая произведения классического искусства в парижских музеях, Сутин сблизился с его представителями и пропагандистами. Сутин знакомится с Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне.
Ранних работ Сутина практически не сохранилось – считая непрофессиональными, художник уничтожил их сам . Не имея возможности зарабатывать своим искусством, работал грузчиком, чертежником, натурщиком, декоратором.
Поэт Марк Талов, который некоторое время жил в квартире с Сутиным, вспоминает, как художник приносил продукты, и, страдая от голода, сначала рисовал их и лишь потом ел.
«Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде», – вспоминал Талов.
Постоянное недоедание спровоцировало язву желудка, а лицо Сутина, по воспоминаниям современников, выражало постоянную боль. Он выделялся своей нескладностью и напряженностью, которые исчезали, лишь когда он подходил к холсту.
Хаим Сутин и Амадео Модильяни
Земляк Сутина Осип Цадкин рассказал Амадео Модильяни о «странном Сутине» и знаменитый экспрессионист загорелся немедленно идти знакомиться. Они приоткрыли дверь мастерской и увидели художника, стоявшего перед чистым холстом. Он нанес несколько мазков так, что казалось из холста хлынула кровь. Модильяни вскрикнул.
Амадео Модильяни и Хаим Сутин стали близкими друзьями, итальянец помогал Сутину деньгами и нужными знакомствами, приводил натурщиц и сделал несколько его портетов.
В 1919–1922 годах при материальной поддержке польского торговца Леопольда Зборовского (с которым его также познакомил Модильяни) Хаим Сутин жил в городке Сере на юге Франции, где создал около 200 живописных натюрмортов, пейзажей и портретов.
Его полотна наполнены драматизмом. Кисть Хаима порывиста, независимо от того, что он пишет – рощу в ветреный день или портрет томной красавицы. Его многочисленные гладиолусы выглядят такими же «освежеванными», как его полотна с тушами и тушками. Сутин пытается ухватить и перенести на холст одновременно две эмоции: восторг перед красотой мира и ужас от осознания ее скоротечности.
Хаим Сутин не придерживался определенного направления: кубизм, футуризм, сюрреализм и дадаизм Мана Рея– все это ему чуждо. Художник писал картины в особенном, одному ему присущем стиле, наполняя их собственным видением мира. Одним из главных мотивов его творчества стало ощущение жизни как постоянной душевной боли и умение сострадать.
Хаим Сутин обретает известность
Работы Сутина увидел американский коллекционер Альберт Барнс, был потрясен и приобрел 50 картин. «Сутин – более великий художник, чем Ван Гог», – безапелляционно заявил Барнс. Особенно его поразил «Маленький кондитер».
Этот момент можно считать одним из ключевых в биографии художника: такие поступки коллекционеров незамедлительно вызывают резонанс. Наконец Париж улыбнулся Хаиму Сутину – теперь все хотят его картины, он становится популярным, приходят деньги.
В 1925 году художник возвращается в Париж, на этот раз уже не в «Улей», а в собственное просторное ателье, где пишет знаменитые «мясные» картины.
Хаим Сутин не был ни любимцем женщин, ни ловеласом. Успех не отменил его нескладность и неуверенность. В 1925 году он заключил гражданский брак с виленской знакомой Деборой Мельник, у которой родилась дочь, однако, Сутин не признал ее своей.
Искусствовед Эли Фор, написавший первую монографию о Сутине, говорил, что «со времен Веласкеса не было глаза более чувствительного». Известно, что художник делал предложение дочери Фора, но она ответила отказом.
Вторая мировая война
В 1937 году Хаим Сутин познакомился с немкой Гердой Грот. Дочь меховщика скрывалась в Париже от нацистского режима. Герда рассказывала, что в личном общении Сутин был очень скрытным, недоверчивым и подозрительным. В мае 1940-го года Герду Грот депортировали в лагерь для интернированных.
В начале Второй мировой войны Сутин пытался записаться в армию добровольцем, но ему было отказано по состоянию здоровья. На тот момент у него был шанс уехать в США, но художник заявил: «В Америке нет деревьев, которые можно было бы рисовать!». Скрываясь от нацистов, Сутин жил в окрестностях Шинона.
В 1941 году Сутин возвращается в Париж, его спутницей становится Мари-Берта Оранш, бывшая жена художника Макса Эрнста. Скрываясь от нацистов, они шесть раз меняют место жительства. Сутин очень много пишет, краски на его холстах не перестают кричать, в жизни же его мучают постоянные боли в желудке.
В августе 1943 года его оперирует на тот момент лучший в Париже хирург, но сделать уже ничего нельзя. В последний пусть «странного Сутина» в оккупированном Париже провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.
Хаим Сутин на родине в Беларуси
Две картины Хаима Сутина оказались на исторической родине художника — в Беларуси в 2012 году . ОАО «Белгазпромбанк» приобрел портрет «Ева» и пейзаж «Большие луга в Шартре, возле виадука».
«Я считаю, что это трагедия Беларуси, что ни одной работы этих художников, которые составляют славу художественной цивилизации человечества, не было в нашей стране. Поэтому мы приобрели в прошлом и в этом году не только Шагала и Сутина», – пояснил причину создания коллекции председатель правления банка Виктор Бабарико.
Эти работы включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В течение 8 лет коллекция «Белгазпромбанка» из 150 картин художников Пражской школы была доступна белорусам в рамках проекта Арт-Беларусь.
В 2020 году вслед за Виктором Бабарико была арестована и коллекция картин. с 15 июня 2020 года в галерее «Арт-Беларусь» художники с мировым именем — Шагал, Сутин, Бакст, Царфин, Любич и другие более не доступны зрителю.
Кампании поддержки коллекции банка развернулись в социальных сетях с хэштегами #ВернитеЕву, #ВместесЕвой, #Еволюция.
Куратор коллекции Александр Зименко говорит:
Я думаю, сам Сутин, с одной стороны, очень ревностно отнесся бы к тому, что кто-то делает оммажи, то есть цитирует его работы. С другой стороны, я думаю, он бы порадовался, что без малого сто лет спустя «Ева» становится вновь властительницей дум в нашей стране».
В статье использовались материалы сайтов artchive.ru, artbelarus.by
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.