Хаим Сутин. Ева. 1928

Хаим Сутин — художник Парижской школы в Беларуси

от автора

Хаим Соломонович Сутин (фр. Chaim Soutine) – художник, ставший одной из самых ярких фигур «Парижской школы» родился 13 января 1893 в Смиловичах под Минском.

Хаим Сутин.
Хаим Сутин.

Хаим Сутин был десятым из одиннадцати детей в бедной еврейской семье портного. С раннего детства ему нравилось рисовать, однако, религией запрещено изображать людей и животных, а семья не разделяла его увлечения.  За попытку нарисовать раввина его избили до полусмерти. Говорят, что именно этот раввин дал мальчику 25 рублей, с которыми он и убежал от семьи в Минск в возрасте 10 лет. Через три года Хаим поступит в рисовальную школу, а затем в художественное училище в Вильно. В Вильно Сутин и его друг Михаил Кикоин сблизились с Пинхусом Кременем.

Позже Кикоин вспоминал: «Мы … с жаром спорили об искусстве, о жизни и, особенно, о нашем будущем… Пылкое воображение Сутина уносило его дальше других, и скоро Париж стал занимать все его мысли».

Ранний период

В 1913 году Хаим Сутин переехал во Францию, в Париж. Он поселился в «Улье», знаменитом доме-коммуне, созданном меценатом Альфредом Буше для начинающих художников.  Сутин посещал парижскую Национальную высшую школу изящных искусств, занимаясь в мастерской Фернана Кормона, известного художника-академиста, мастера исторического и портретного жанров.

Быстро разочаровавшись в академической системе преподавания, Хаим стал работать самостоятельно, отдавая предпочтение натюрморту и портрету. Изучая произведения классического искусства в парижских музеях, Сутин сблизился с его представителями и пропагандистами. Сутин знакомится  с  Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне.

Ранних работ Сутина практически не сохранилось – считая непрофессиональными, художник уничтожил их сам . Не имея возможности зарабатывать своим искусством, работал грузчиком, чертежником, натурщиком, декоратором.

Поэт Марк Талов, который некоторое время жил в квартире с Сутиным, вспоминает, как художник приносил продукты, и, страдая от голода, сначала рисовал их и лишь потом ел.

Хаим Сутин. Мертвые птицы. 1925
Мертвые птицы. 1925

«Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде», – вспоминал Талов.

Постоянное недоедание спровоцировало язву желудка, а лицо Сутина, по воспоминаниям современников, выражало постоянную боль. Он выделялся своей нескладностью и напряженностью, которые исчезали, лишь когда он подходил к холсту.

Хаим Сутин и Амадео Модильяни

Земляк Сутина Осип Цадкин рассказал  Амадео Модильяни о «странном Сутине» и знаменитый экспрессионист загорелся немедленно идти знакомиться. Они приоткрыли дверь мастерской и увидели художника, стоявшего перед чистым холстом. Он нанес несколько мазков так, что казалось из холста хлынула кровь. Модильяни вскрикнул.

Амадео Модильяни и Хаим Сутин стали близкими друзьями, итальянец помогал Сутину деньгами и нужными знакомствами, приводил натурщиц и сделал несколько его портетов.

В 1919–1922 годах при материальной поддержке польского торговца Леопольда Зборовского (с которым его также познакомил Модильяни) Хаим Сутин жил в городке Сере на юге Франции, где создал около 200 живописных натюрмортов, пейзажей и портретов.

Его полотна наполнены драматизмом. Кисть Хаима порывиста, независимо от того, что он пишет – рощу в ветреный день или портрет томной красавицы. Его многочисленные гладиолусы выглядят такими же «освежеванными», как его полотна с тушами и тушками. Сутин пытается ухватить и перенести на холст одновременно две эмоции: восторг перед красотой мира и ужас от осознания ее скоротечности.

Хаим Сутин. Красные гладиолусы. 1919
Красные гладиолусы. 1919

Хаим Сутин не придерживался определенного направления: кубизм, футуризм, сюрреализм и дадаизм Мана Рея– все это ему чуждо. Художник писал картины в особенном, одному ему присущем стиле, наполняя их собственным видением мира. Одним из главных мотивов его творчества стало ощущение жизни как постоянной душевной боли и умение сострадать.

Хаим Сутин обретает известность

Работы Сутина увидел американский коллекционер Альберт Барнс, был потрясен и  приобрел 50 картин. «Сутин – более великий художник, чем Ван Гог», – безапелляционно заявил Барнс. Особенно его поразил «Маленький кондитер».

Хаим Сутин. Маленький кондитер. 1919
Маленький кондитер. 1919

Этот момент можно считать одним из ключевых в биографии художника: такие поступки коллекционеров незамедлительно вызывают резонанс. Наконец Париж улыбнулся Хаиму Сутину – теперь все хотят его картины, он становится популярным, приходят деньги.

В 1925 году художник возвращается в Париж, на этот раз уже не в «Улей», а в собственное просторное ателье, где пишет знаменитые «мясные» картины.

Бычья туша. 1924
Бычья туша. 1924

Хаим Сутин не был ни любимцем женщин, ни ловеласом.  Успех не отменил его нескладность и неуверенность. В 1925 году он заключил гражданский брак с виленской знакомой Деборой Мельник, у которой родилась дочь, однако, Сутин не признал ее своей.

Искусствовед Эли Фор, написавший первую монографию о Сутине, говорил, что «со времен Веласкеса не было глаза более чувствительного». Известно, что художник делал предложение дочери Фора, но она ответила отказом.

Вторая мировая война

В 1937 году Хаим Сутин познакомился с немкой Гердой Грот. Дочь меховщика скрывалась в Париже от нацистского режима. Герда рассказывала, что в личном общении Сутин был очень скрытным, недоверчивым и подозрительным. В мае 1940-го года Герду Грот депортировали в лагерь для интернированных.

В начале Второй мировой войны Сутин пытался записаться в армию добровольцем, но ему было отказано по состоянию здоровья. На тот момент у него был шанс уехать в США, но художник заявил: «В Америке нет деревьев, которые можно было бы рисовать!». Скрываясь от нацистов, Сутин жил в окрестностях Шинона.

Большие луга в Шартре, возле виадука. 1934
Большие луга в Шартре, возле виадука. 1934

В 1941 году Сутин возвращается в Париж, его спутницей становится Мари-Берта Оранш, бывшая жена художника Макса Эрнста.  Скрываясь от нацистов, они шесть раз меняют место жительства. Сутин очень много пишет, краски на его холстах не перестают кричать, в жизни же его мучают постоянные боли в желудке.

В августе 1943 года его оперирует на тот момент лучший в Париже хирург, но сделать уже ничего нельзя. В последний пусть «странного Сутина» в оккупированном Париже провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.

Хаим Сутин на родине в Беларуси

Две картины Хаима Сутина оказались на исторической родине художника — в Беларуси в 2012 году . ОАО «Белгазпромбанк» приобрел портрет «Ева» и пейзаж «Большие луга в Шартре, возле виадука».

Хаим Сутин. Ева. 1928
Хаим Сутин. Ева. 1928

«Я считаю, что это трагедия Беларуси, что ни одной работы этих художников, которые составляют славу художественной цивилизации человечества, не было в нашей стране. Поэтому мы приобрели в прошлом и в этом году не только Шагала и Сутина», – пояснил причину создания коллекции председатель правления банка Виктор Бабарико.

Виктор Бабарико. 2018
2018. Минск. Виктор Бабарико и картина Хаима Сутина (1937) «Уснувшая с книгой, Мадлен Кастен»

Эти работы включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В течение 8 лет коллекция «Белгазпромбанка»  из  150 картин художников Пражской школы была доступна белорусам в рамках проекта Арт-Беларусь.

В 2020 году вслед за Виктором Бабарико была арестована и коллекция картин. с 15 июня 2020 года в галерее «Арт-Беларусь» художники с мировым именем — Шагал, Сутин, Бакст, Царфин, Любич и другие более не доступны зрителю.

Кампании поддержки коллекции банка развернулись в социальных сетях с хэштегами #ВернитеЕву, #ВместесЕвой, #Еволюция.

Куратор коллекции Александр Зименко говорит:

Я думаю, сам Сутин, с одной стороны, очень ревностно отнесся бы к тому, что кто-то делает оммажи, то есть цитирует его работы. С другой стороны, я думаю, он бы порадовался, что без малого сто лет спустя «Ева» становится вновь властительницей дум в нашей стране».

В статье использовались материалы сайтов artchive.ru, artbelarus.by


Комментарии

Добавить комментарий