Об Эндрю Уайете мы говорили в статье Американский художник-реалист Эндрю Уайет. Продолжим рассказ о его творчестве, а именно о работе «Мир Кристины«. Завершение рассказа об Эндрю Уайете смотрите в статье Бетси и Хельга.
Кристина
Кристину Олсон, полностью парализованную ниже талии, Уайет впервые увидел буквально перетаскивающей себя через поле. «Словно краб по берегу Новой Англии» — позднее вспоминал он. Эта женщина стала для него образцом личного достоинства и гордости. Она отказывалась пользоваться коляской и предпочитала жить в полнейшем беспорядке, зато никому ничем не обязанной. Это было достоинство суровое, жесткое, чуть ли не человеконенавистническое, и именно такое и притягивало Уайета на протяжении всей его карьеры.
Он писал: «Она была ограничена в физических возможностях, но духовно — ни в коей мере. Самое трудной задачей для меня было отдать ей должное, изобразив ее необычайную борьбу за жизнь, которую большинство людей сочли бы безнадежной». «she… was limited physically but by no means spiritually. The challenge to me was to do justice to her extraordinary conquest of a life which most people would consider hopeless.»
На картине Олсон изображена со спины. В то время ей было 55 лет. Позировала, кстати, жена художника — Бетси. Кристина умерла двадцать лет спустя, к тому времени успев стать героиней множества полотен Уайетта.
Благодаря популярности художника, известие о ее смерти облетело всю страну. По изображению на картине невозможно определить ни ее возраст, ни то, как она выглядит, и эта загадочность дополняет и без того неоднозначную атмосферу.
Этому же впечатлению служит на картине и дом, который сам Уайет назвал «голым скелетом здания» — настоящий символ пасторальной Американской мечты, показанный сквозь призму Великой Депрессии: белая краска со стен облезла, кровля покосилась, а над его крышей – лишь пустое небо. «Мир Кристины» удивительно угрюм и мрачен. Но публика, казалось, куда больше внимания обращала не на атмосферу полотна, а на то, как филигранно Уайет изобразил каждую травинку – тот самый «механический» реализм, не имеющий отношения к посылу автора.
Дом Олсон
«Нередко людям нравятся мои картины лишь потому, что солнце отражается от края окна, и им просто нравится на это смотреть, — заметил Уайет однажды. — Им это напоминает о чем-то своем. Но для меня за этой картиной может скрываться лунная ночь, которую я провел в каком-то доме в Мэне, жуткая ночь, или я снова был в этом странном настроении… Может, это был Хэллоуин. И все это есть там, скрывается за реалистичным фасадом.
Я думаю, что самая большая слабость моих работ – это их предмет. Его всегда слишком много».
«Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие…»
У Уайета был летний дом в штате Мэн и он был дружен с Олсон, которую, как и ее младшего брата, он часто изображал на своих картинах в период с 1940 по 1968 гг.
Дом, изображенный на картине, известен как «дом Олсон», расположен в штате Мэн, в г. Кушинг. Он открыт для посещения публики Фарнсвортским музеем искусств. Он включен в список национальных исторических достопримечательностей и отреставрирован в соответствии с видом, изображенным на картине.
Первоначально картина получила скупые отзывы критиков и оставалась малоизвестной до тех пор, пока не была приобретена для Нью-Йоркского Музея современного искусства (МСИ). После экспозиции в МСИ популярность картины стала стремительно расти, и сегодня картина считается образцом современного американского изобразительного искусства.
Ветер с моря
“Ветер с моря” — тоже связана с Кристиной Олсон. Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась и где никогда не прибирали…
Там было жарко, я открыл окно, и вдруг ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет тридцать. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела от пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого — холод по спине»
Галерея — Эндрю Ньюэлл Уайет. Работы
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.