Джованни Лоренцо Бернини

//Джованни Лоренцо Бернини

Джованни Лоренцо Бернини

Bernini. Автопортрет. 1623

Джовани Бернини. Автопортрет. 1623

Работами Джованни Лоренцо Бернини восхищались за инновационное представление скульптуры. Он открыл новую эру в европейской скульптуре, которая стала синонимом движения барокко.

«Никто, до или после Джовани, не оставил такой глубокий след в столь долгом периоде истории искусства». Его скульптуры выходили за рамки того, что ожидалось от искусства — они воздействовали на все чувства зрителя и помогали религиозному опыту не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне.

Детство Джовани Бернини

Джованни родился в 1598 году и был шестым из тринадцати детей Анджелики Галанте и Пьетро Бернини. Детство Бернини прошло в Неаполе. Он начал лепить с раннего возраста, работая со своим отцом, успешным скульптором-маньеристом, который выполнял престижные заказы в Неаполе и в Риме.

Семья Бернини переехала в Рим в 1606 году, когда Папа пригласил Пьетро поработать над базиликой Санта Мария Маджоре. Первая скульптура Бернини — «Коза Амальтея с младенцем Юпитером и Фавном» была начата, когда Бернини было одиннадцать лет.

Джовани Бернини. Коза Амальтея с младенцем Юпитером и Фавном. 1606

Джовани Бернини. Коза Амальтея с младенцем Юпитером и Фавном. 1606

Этот период оказал значительное влияние на художественную карьеру Бернини, поскольку работы для художников в то время в Риме было много  — папы финансировали модернизацию и восстановление города.

Зрелый период

Первая зрелая работа Бернини — скульптура Святого Лаврентия, завершенная в 1617 году.

Джовани Бернини. Скульптура Святого Лаврентия. 1617

Джовани Бернини. Скульптура Святого Лаврентия. 1617

Она была описана как «акт благочестивой преданности» своему покровителю и продемонстрировала важность религии и тему преданности, к которой Бернини обращался постоянно. Он был глубоко религиозным католиком.

Проклятая душа (1619)

Этот бюст был создан в начале карьеры Бернини, когда художнику был двадцать один год. Кричащее лицо человека, черты искажены диким выражением ужаса или даже агонии.

Джовани Бернини. Проклятая душа.1619

Джовани Бернини. Проклятая душа.1619

Он создан вместе с бюстом «Блаженная душа«, изображающем молодую красивую женщину, смотрящую с блаженной радостью. Вместе они сопоставляют двойственность человеческих эмоций, противоположных спектров между благословением и проклятием. Одна часть смотрит в ад, другая направляет взгляд в сторону Бога.

Джовани Бернини. Блаженная душа. 1619

Джовани Бернини. Блаженная душа. 1619

Проклятая душа, как полагают некоторые, является автопортретом. Бернини смотрел в зеркало, и некоторые считают, что даже порезал руку, чтобы изобразить мучительное выражение лица. Созданные в начале карьеры, эти работы объединили многие элементы, которые будут присутствовать во всех будущих работах Бернини — религиозное спасение, сильные человеческие эмоции и технические навыки в чувственных изображениях человеческого тела.

Столь драматическое изображение плоти было новым в искусстве, в отличие от предыдущих маньеристских стилей, которые часто пытались воссоздать древние римские и греческие традиции. Бернини и другие художники в стиле барокко, такие как Караваджо и Рубенс, проложили путь к новому способу изображения человеческого тела с акцентом на чувственность.

Джам Болонья. Похищение сабинянок. 1579

Похищение сабинянок — мраморная скульптура флорентийского скульптора-маньериста Джама Болоньи. 1579

С 1618 по 1625 год художник плодотворно работал, создавая такие шедевры, как «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна». Наряду с этими масштабными скульптурами Бернини создавал портретные бюсты.

Похищение Прозерпины (1621-22)

Эта скульптура изображает историю из Метаморфоз Овидия, в которой Плутон влюбляется в богиню Прозерпину и похищает ее в подземный мир, в котором правит. Плутон изображен с царственной короной и скипетром, его охраняет трехглавая собака Цербер. Плутон хватает Прозерпину за талию и бедро, а она отталкивает его голову.

Джовани Бернини. Похищение Прозерпины. 1621-22

Джовани Бернини. Похищение Прозерпины. 1621-22

Доменико Бернини, сын Джовани, описал скульптуру как «удивительный контраст нежности и жестокости», который можно увидеть в деталях пальцев Плутона, сжимающих бедро Прозерпины. Необычайная иллюзия, поскольку твердый и холодный мрамор кажется мягким и деликатным.

Джовани говорил, что «белый мрамор должен принимать облик человека, он должен иметь цвет, дух и жизнь». Это и отличало его бюсты от более традиционных форм и прокладывало путь для нового стиля.

Давид (1623-24)

Скульптура Давида изображает библейский момент незадолго до того, как молодой человек бросил камень, поразивший гигантского Голиафа. Действие, которое сделает его царем. Его тело искривлено, а выражение лица выражает концентрацию и напряжение. Глаза устремлены на цель, а его тело напряжено, как пружина. Доспехи лежат у его ног согласно тексту Библии, в котором говорится, что Давид снял доспехи, чтобы они не сковывали движений.

Джовани Бернини. Давид. 1623-24

Джовани Бернини. Давид. 1623-24

Дэвид был популярным персонажем изображений художников Ренессанса и скульпторов, таких как Донателло, Верроккьо и Микеланджело. Но скульптура Бернини в корне отличалась от уравновешенных, обращенных к зрителю традиционных форм. Кроме того, Бернини показывает не обычный момент после победы Давида над Голиафом, а напряженный решающий момент. Он показывает фигуру как часть более широкой истории, создавая иллюзию движения через позу и выражение лица. Кроме того, зрителю предлагается пройтись вокруг, рассматривая ее с разных сторон, чтобы в полной мере оценить каждую деталь.

Аполлон и Дафна (1622-25)

Скульптуру «Аполлон и Дафна» Бернини  закончил в двадцать семь лет. Она также демонстрирует историю из Метаморфоз Овидия. Аполлон, Бог Света и Поэзии, пронзенный стрелой Амура, безумно влюбляется в речную нимфу Дафну. Однако Дафна предана богине Диане и обещала оставаться девственницей всю жизнь, поэтому, когда Аполлон преследует ее, она молит Богов о помощи.

Джовани Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-25

Джовани Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-25

Эта скульптура показывает кульминацию истории, когда Боги помогают Дафне, и, чтобы избежать насилия Аполлона, превращают ее в лавровое дерево. Согласно истории, «оцепенение охватило ее тело, и тонкая кора закрыла ее нежную грудь, а волосы превратились в движущиеся листья«.

Мастерству художника, выраженному в движении и драме между двумя существами, не было аналогов. Дафна изображена сзади из плоти и кожи, но только прогуливаясь вокруг скульптуры зритель может увидеть, что на ее волосах и вытянутой руке растут листья и корни. Это создает театральный эффект, момент интенсивного действия и эмоций, которые показывают умелое обращение Бернини с мрамором.

Джовани Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-25

Джовани Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-25

В 1629 году Бернини стал главным архитектором Fabric di San Pietro, учреждения, ответственного за поддержание базилики Святого Петра. Его связь с римским двором длилась в течение пятидесяти лет.

Джовани Бернини. Констанция Бонарелли. 1635

Джовани Бернини. Констанция Бонарелли. 1635

В процессе работы над бюстом Джовани завязал роман с моделью — женой своего помощника Костанцией Бонарелли. Бюст подчеркивал желание и близость между Костанцией и скульптором, которая в итоге закончилась скандалом. Когда Джовани узнал, что у Костанции был роман  и с его братом Луиджи, то в ярости избил его до полусмерти, а затем приказал слуге порезать лицо Костанции.

Это был большой скандал, но благодаря дружеским отношениям с Папой художник не был наказан. Ему было приказано жениться, и в 1639 году он вступил в брак с Катериной Тезио. которая в итоге родила ему одиннадцать детей, Луиджи был изгнан из Рима, а Костанция осуждена за прелюбодеяние и заключена в тюрьму.

Экстаз Святой Терезы (1647-52)

Мы видим испанскую монахиню и мистическую святую Терезу из Авилы. Крылатый ангел держит копье, которым пронзил сердце Терезы, и выражение экстаза заливает ее лицо.
Экстаз, описанный в письме святой Терезы, восхищал зрителей, но возникли разногласия по поводу того, изображает ли скульптура сексуальный опыт. Скульптор изображает не только духовный экстаз, но и физический, который является результатом божественного вмешательства.

Джовани Бернини. Экстаз святой Терезы. 1651

Джовани Бернини. Экстаз святой Терезы. 1651

Работу можно рассматривать как чрезмерно театральную, но Гомбрих утверждает, что художник преднамеренно отбросил традиции и изобразил момент обостренных эмоций, которые художники ранее не предпринимали. Это стало ключевой особенностью периода барокко, которая также присутствовала в работах Караваджо, Рубенса и Веласкеса.

Поздний период

Во время понтификата папы Александра VII (1655-67) Бернини попытался преобразовать Рим посредством дорогостоящего проекта городского планирования. он сосредоточился на архитектуре и ему удалось воссоздать «славу Рима», начавшуюся в XV веке.

Джовани работал в Париже в 1665 году и это был единственный период, в течение которого он находился вдали от Рима. Он стал настолько популярной фигурой во Франции, что его узнавали на улице. Король Людовик XIV приглашал Бернини и других итальянских архитекторов для работы над Лувром, однако все его проекты были отклонены. Он открыто говорил о своей неприязни к французской культуре и искусству, что не способствовало новым заказам. Единственное произведение скульптора в то время — это бюст короля Людовика XIV.

Вернувшись в Рим, Бернини создал конную статую Людовика XIV, однако  и она не понравилась Людовику и ей заменили голову.

Джовани продолжал заниматься благоустройством соборов и церквей города. Его последней работой стал скульптура Сальватора Мунди в 1679 году. Джовани Бернини умер в 1680 году в возрасте восьмидесяти одного года и был похоронен вместе со своими родителями в Базилике Санта-Мария-Маджоре.

Наследие Джованни Лоренцо Бернини

Спящий Гермафродит. 1620

Джовани Бернини. Спящий Гермафродит. 1620

У Бернини были свои критики. Некоторые осуждали его расточительность. Ученые, такие как Иоганн Винкельман, считали, что искусство должно привлекать внимание, тогда как искусство художника чрезмерно привлекало чувства.

Первоначально, «барокко» считалось уничижительным термином в отношении театральной природы работ Бернини и других художников. Однако к концу XIX и началу XX веков искусствоведы начали переоценивать работы скульптора, положительно описывая движение барокко. Он оказал значительное влияние на будущих художников, его внимание к чувственности, плоти и человеческому телу проложило путь для многих новаторов. В частности, немецкие экспрессионисты находились под сильным влиянием Бернини и барокко. Современные художники, такие как Ян Гамильтон Финли и Джефф Кунс, также ссылаются на его работы. Его технические умения продолжают изучаться.

Настойчивое стремление найти красоту в наблюдении за природой, а не в изучении классических статуй или картин эпохи Возрождения, отличалось от традиционного подхода к искусству и сделало Бернини бесспорным отцом скульптуры барокко.

2019-08-29T14:41:09+03:0028 Авг, 2019|Теги: , , , , |
Яндекс.Метрика