Сейчас на Западе японские чёрные чашки для чайной церемонии в стиле раку привлекают большое внимание ценителей. Такие чашки, созданные основателем школы, высоко ценил знаменитый мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю. Чем же привлекает западную публику японская безыскусная красота ваби, воплощённая в этих чашках? Рассказывает Раку Китидзаэмон — глава школы Раку, которая существует уже на протяжении 450 лет.
Традиционные чашки для чая радуют западных ценителей
Чёрная чашка, сделанная Тёдзиро, первым мастером школы Раку, не отличается необычной формой или расцветкой, на ней нет никакого орнамента. Она сделана по заказу мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю во второй половине XVI века. Она приятно ложится в руку и сделана так, что ощущается, как будто обнимаешь глину. В этой небольшой и неброской чашке для чайной церемонии (тяван) проявилось глубокое понимание непритязательной красоты естественности (ваби) Сэн-но Рикю и Тёдзиро, всю свою жизнь положивших на её создание в период Момояма, когда людей больше привлекало внешнее великолепие.
Этот тяван, несущий глубокое философское содержание, выставляется за рубежом, где далеко не все слышали о культуре чайной церемонии. Историческую чашку, передававшуюся на протяжении пятнадцати поколений от отца к сыну, начиная с основателя и до следующего, шестнадцатого будущего главы школы, выставляют для обозрения публики, чего никогда не бывало, а организует выставку нынешний глава школы, Раку Китидзаэмон. В 1997 году выставка проходила в Италии, Франции, Голландии, в 2015 году – в США, в Музее искусств округа Лос-Анджелес, в России – в Эрмитаже и в Пушкинском музее. То, что чашки раку с их эстетикой ваби-саби были с таким восторгом приняты в США и в России, стало хорошим стимулом и для керамистов школы Раку.
Сила в спокойствии
Раку Китидзаэмон рассказывает: «В Доме японской культуры в Париже многие французы подолгу любовались чёрными чашками работы Тёдзиро. Когда у одной женщины с первыми признаками седины спросили о её впечатлениях от работ первого мастера, она ответила, что они навевают спокойствие. Тогда я в качестве примера привёл романские церкви – я когда-то учился в Италии и часто туда ходил, чтобы проникнуться спокойствием – и спросил, в чём отличие чашек Тёдзиро от европейских произведений искусства, среди которых тоже есть навевающие спокойствие вещи. Она ответила, что тут другое по характеру умиротворение, и это поразило меня до глубины души».
Та женщина отчётливо чувствовала качественное отличие спокойствия, но сказала, что для объяснения этой разницы ей нужно больше знать о японской культуре. Тогда современный западный человек интуитивно уловил самую суть японской эстетики ваби, проявляющейся в керамике раку. Во второй половине XIX века голландский художник Винсент ван Гог (1853-1890) и другие были поражены дизайном и двухмерными утрированными фигурами японской гравюры укиё-э и старались передать это в своих картинах, породив японизм. Но это другое. В данном случае чувствовалось стремление понять философию, скрывающуюся в глубинах чёрных чашек тяван, сделанных Тёдзиро, который ушёл от использования орнамента и изысканного дизайна.
Причина, по которой чашки раку занимают исключительное место в эстетике чайной церемонии тя-но ю, заключается в том, что в этой керамике воплотился идеал ваби-тя, непритязательной красоты искусства чая, к которой стремился Сэн-но Рикю. Интересны истоки этой керамики – отец Тёдзиро, приехавший из Китая, привёз в Японию технику многоцветной росписи керамики сосансай. Тёдзиро, таким образом, в своей чёрной монохромной керамике отверг привычные представления о красоте и сказал решительное «Нет!» избитой системе ценностей.
«Поэтому умиротворённость чашек тяван Тёдзиро по-настоящему глубока. Эта глубина, несмотря на своё спокойствие, обладает особой силой, и посредством спокойствия сильно впечатляет людей», – говорит Китидзаэмон.
Сотворение Вселенной
«Чайные чашки раку бывают чёрными, обладающими философским символизмом, а есть и красные. Они не то чтобы действительно красные – это чашки телесного цвета, созданные для того, чтобы наслаждаться прикосновением к керамической поверхности и их цветом» – рассказывает мастер. В раскалённой печи железо, содержащееся в глине, окисляется, придавая ей красноватый цвет, благодаря чему получаются красные чашки тяван. Их неброский вид соответствует духу эстетики ваби, и потому, по словам Раку Китидзаэмона, чашки раку чёрного и красного цвета стали фирменным изделием школы Раку.
Каждая чайная церемония (тя-но ю) – событие, которое не повторяется. Точно так же и чашки тяван школы Раку создаются в единственном экземпляре, и невозможно сделать две одинаковые чашки. В специальной печи для обжига чёрных чашек раку есть встроенный контейнер, выполняющий роль защитного чехла, в который закладывают по одной чашке и обжигают. В отличие от электрических и газовых печей, в такой печи невозможно полностью контролировать температуру и время обжига, и, если даже обжигать одинаковое количество времени и использовать одну и ту же эмаль, всё равно у каждой чашки будет свой особый внешний вид.
«Сбоку от печи – ручные меха, которыми задувают воздух внутрь, чтобы разжечь уголь бинтётан. Вверх летят снопы искр – это выглядит, будто дракон улетает в небо. Рождение каждой чашки как будто бы из недр вулкана напоминает сотворение Вселенной.
Искусство, создаваемое вместе с природой
Чашки раку обжигают по одной. При обжиге огонь зажигают в полночь и продолжают качать мехи на протяжении 18 часов до шести часов вечера. Обожжённые таким образом на естественном огне чашки испытывают случайные воздействия. Таким образом, даже если стремиться к самовыражению через форму чашки и вид глазури, всё равно в конечном счёте предоставляют всё природе; это мир, который больше человеческого «Я», где можно лишь молиться об успехе. Мастер говорит, что это ощущение природных сил, свойственное японцам, особенно проявляется в чашках раку.
В отличие от китайского селадона или белого фарфора, где не допускаются изменения первоначальной формы или цвета, в керамике раку важны небольшие неровности от прикосновений рук. Мастер говорит, что совершенное изделие вызывает восторг, но не очень-то заставляет задуматься. Зато произведение с неровностями, если пустить его в свою душу, позволит ощутить, насколько мы связаны с природой.
Керамика раку и современное искусство
Раку Китидзаэмон чувствует наступление того времени, когда с западными людьми можно будет говорить о глубинах мира чёрных чашек раку. К примеру, французский художник Ив Кляйн (1928-1962) в своих монохромных произведениях насыщенного синего цвета отбрасывал лирические переживания, просто покрывая холст краской одного цвета. Американский художник Марк Ротко (1903-1970) свои абстракционистские и экспрессионистские картины делал монотонными, немногословными, в цветах, близких к чёрному.
«Это современное искусство и работы Тёдзиро 400-летней давности нельзя назвать идентичными, поскольку создавались они в разное время и в разных условиях – но не настали ли те времена, когда стала возможной коммуникация между западной цивилизацией и японской культурой в том смысле, что сквозь время и пространство звучат вопросы: “А почему ты покрыл холст чёрной краской? “, “А почему у тебя чашки чёрные? “» – размышляет Раку Китидзаэмон.
Раку Китидзаэмон представлял свои чёрные чашки тяван на выставке In-Finitum Венецианского бьеннале в 2009 году. Он говорит, что когда зашёл в небольшую слабо освещённую комнату художественного музея, где висело полотно Ротко и были выставлены чашки, у него на мгновение возникло чувство, что между ними немало общего.
В статье использованы материалы сайта nippon.com
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.